В предыдущих темах мы уже обсуждали, что должно лежать в багажнике внедорожника, а также, какой должна быть его аптечка. Сейчас мы хотим поговорить о том, как должен выглядеть автомобиль для бездорожья снаружи.
1. Защита - это самое первое, чем нужно озаботиться владельцу внедорожника.
Ведь "штатные защиты", устанавливаемые производителями, к сожалению, годятся только для того, чтобы грязная вода с городских улиц не попадала в моторный отсек автомобиля. При движении по бездорожью такие "защиты" могут сыграть с вами злую шутку, загнувшись в очень сложную конструкцию замысловатой формы, откручивать которую вам придется, лежа прямо в грязи или в снегу. К несчастью, это было проверено не раз (и даже не два) опытным путем прямо на клубных выездах.
В зависимости от класса вашего "проходимца" существует необходимость защитить двигатель (поддон), раздаточную коробку и топливный бак. И первоначально, конечно, необходимо определиться с защитой двигателя. Исключение составляют редкие нынче автомобили с передним мостом (например, УАЗ), который фактически защищает двигатель от разных неприятностей.
2. Бампер.
Существует два варианта защиты бамперов:
- замена штатного бампера на силовой, изготовленный из стали или титана
- "обвязка" стандартного бампера по нижнему периметру защитной конструкцией из стали или титана В каждом варианте есть свои плюсы, НО важно помнить, что замена бампера на стальной очень сильно увеличивает вес передней части автомобиля и соответственно нагрузку на подвеску, что в свою очередь приводит к необходимости замены пружин на более мощные.
И в том, и в другом варианте функция "обвеса" - силовая, которая защитит от соприкосновения с различными предметами и объектами, часто встречающимися на бездорожье, а также выполнит роль основы, за которую можно поднять переднюю или заднюю часть автомобиля специальным реечным домкратом - хайджеком.
3. Пороги.
То, чем комплектуется некоторая часть внедорожников на заводе и гордо именуется в прайсах "пороги", иначе как "подставка под ботинки" назвать нельзя. Попробуйте встать на такой порог вдвоем, и придется ехать в сервис, чтобы прикрутить этот "порог" обратно к машине, предварительно его выправив... "Силовые пороги" изготавливаются из стальной или титановой трубы. Они так же, как и "силовые бампера" выполнят двойную функцию. Первая - защита автомобиля в условиях бездорожья от всяких неприятностей, иногда оказывающихся между передней и задней осью вашего "проходимца", вторая - точка опоры для того же самого "хайджека", когда возникает необходимость разорвать устойчивую связь с бездорожьем одной из сторон вашего авто посредством отрывания от земли сразу обоих колес.
Необходимо отметить, что установка силовых порогов возможна не на все модели "проходимцев", ибо силовые пороги как правило ставятся на автомобили, имеющие в своем арсенале раму.
Да, забыл упомянуть еще одну приятную функцию силовых порогов: на них очень приятно прокатиться стоя, что называется "на броне" с ветерком.
4. Лебедка.
В настоящее время выбор лебедок очень обширен, и позволяет в зависимости от ваших задач подобрать то, что нужно именно вам. На многих автомобилях существует возможность установки лебедки внутрь родного бампера, т.е. установка специального стального силового бампера не требуется. НО при этом важно помнить, что лебедка - довольно тяжелая штука. Ее установка может привести к возникновению необходимости замены пружин на усиленные. Кроме того, установка лебедки требует некоторой переделки электрической части вашего 4х4.
Как вариант можно рассматривать съемную лебедку, которая крепится к автомобилю при необходимости через специальное устройство (особенно популярно на машинах американского рынка). Однако в нашей действительности такой способ не нашел широкого применения.
5. Подвеска.
Большинство владельцев внедорожников при первой же возможности "лифтуют" подвеску, увеличивая дорожный просвет (ставят увеличенные пружины, поджимают траверсы, устанавливают проставки и т.д.). В разумных пределах - это вполне разумно. Но нужно не забывать о том, что сильный "лифт" подвески повлечет за собой необходимость серьезного переоборудования подвески специальными деталями - "лифт-комплектами".
6. Колёса. Если вы хотя бы пару раз в год намерены съезжать с асфальта туда, где твердое и надежное покрытие отсутствует, шоссейная резина "подложит вам свинью", начав буксовать даже на обычной траве. Поэтому внедорожнику необходима либо "вседорожная" (All Terrain) резина, либо "грязевая" (Mud Terrain). Марки и модели резины - дело вашего личного предпочтения. Пока вы самолично не опробуете разные типы резины в "труднодоступных" местах, разницу не узнаете.
7. Экспедиционный багажник.
Возможность разгрузить салон автомобиля на бездорожье - тема, безусловно заслуживающая внимания. И для этой цели подойдут либо туристический автомобильный кофр (пластиковая конструкция, закрывающаяся полностью крышкой), либо "суровый" багажник из стали или титана на всю длину крыши, на котором, при желании, можно стоять, сидеть, прыгать, загружать туда грузы от нескольких запасок до туристического снаряжения и мешков с едой.
Безусловный плюс пластикового кофра - это его герметичность. Ваш груз будет застрахован от попадания на него снега, воды, грязи, от повреждения ветками и т.п. Но помните, что не полностью загруженный кофр будет громыхать катающимися в нем вещами, так громко, что даже включенная в автомобиле музыка вас не спасет. Плюс кофр все же ограничен своими размерами, соответственно в количестве груза вы так же ограничены.
Неоценимый плюс "сурового" багажника на всю крышу в том, что в него можно поместить все то, что при использовании на бездорожье оказывается грязным (лопата, "хайджек", запасное колесо, и.т.д.).
8. Дополнительный свет - так называемая "люстра", устанавливаемая на крыше над лобовым стеклом, вещь необходимая и очень полезная. Особенно эта польза ощущается при движении ночью в условиях, далеких от комфортных европейских асфальтовых дорог. Штатные фары забрызгиваются грязью уже через несколько минут после начала движения, поэтому дополнительное освещение - это хорошая альтернатива выбеганию каждые 10 минут с тряпкой для очищения фар. К выбору света в "люстру" надо подходить осмысленно, а не из принципа: "чем больше, тем круче и красивее". Так, например, установленные в "люстре" мощные фары дальнего света мало чем помогут вам на бездорожье, т.к. будут освещать верхушки сосен и березок, а также будут слепить ваших товарищей, двигающихся перед вами, но при этом нисколечко не будут помогать вам видеть то, что творится в 50м перед капотом вашего авто.
Итак, надеюсь, что данные советы помогут вам оборудовать свой внедорожник таким образом, чтобы автопутешествия приносили вам максимум удовольствия и не вызывали неприятных ощущений. Интересных вам дорог и новых маршрутов!
